Учет в области обращения с отходами
Дата написания: 29.05.2021 г.
В соответствии с федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны вести учет в области обращения с отходами. Ваша организация попадает под действие данной нормы, если:
- В процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или потребления, образуются отходы.
- Передает отходы сторонним лицам.
- Получает отходы от третьих лиц.
ЗАКОН
Порядок учета в области обращения с отходами, а также форма журнала для ведения учета утверждены приказом Минприроды России № 1028 от 08.12.2020 г.Содержание:
Раздел 1. Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету
Раздел 2. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами за период
Раздел 3. Данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за период
Общие требования к ведению учета в области обращения с отходами
Общие сведения
Порядок учета в области обращения с отходами относится только к отходам производства и потребления с 1 по 5 класс опасности и НЕ распространяется на обращение с:
- Радиоактивными отходами.
- Биологическими отходами.
- Медицинскими отходами.
- Выбросами вредных веществ в атмосферу. Учет ведется по форме 2-ТП (воздух).
- Сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты. Учет ведется по форме 2-ТП (водхоз).
- Веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей потребительские свойства).
Данные материалов учета в области обращения с отходами используются при:
- Обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
- Подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)
- Заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (2-ТП (отходы)).
- Расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов при подготовке декларации платы за НВОС).
Расшифровка сокращений:
ФККО - федеральный классификационный каталог отходов.
БДО - банк данных об отходах.
Далее рассмотрим заполнение журнал учета в области обращения с отходами. Журнал должен состоять из титульного листа и 3 разделов.
Раздел 1. Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету
В данный раздел нужно заполнить следующие сведения о каждом виде отхода, которые занесены в журнал:
- № п/п – порядковый номер.
- Наименование вида отхода – указывается в соответствии с ФККО или паспортом отхода.
- Код по ФККО.
- Класс опасности вида отхода – последняя цифра кода по ФККО.
- Происхождение или условия образования вида отхода - заполняется по сведениям БДО.
- Агрегатное состояние и физическая форма вида отхода - заполняется по сведениям БДО.
- Химический и (или) компонентный состав вида отхода в %.
Для отходов 1-4 класса опасности сведения для данного раздела нужно переписать из паспортов отходов.
Для отходов, не включенных в ФККО, в столбец "Код по ФККО" нужно указать реквизиты письма, направленного в территориальный Росприроднадзор для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.
Для отходов 5 класса химический или компонентный состав отходов указывается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о составе отходов в указанных документах, состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов в аккредитованной лаборатории.
Раздел 2. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами за период
Раздел заполняется по всем отходам, которые образовались, были обработаны, утилизированы, обезврежены, переданы другим лицам или получены от других лиц, а также размещены за отчетный период.
Количественные характеристики приводятся в тоннах и заполняются на основании измерений фактического количества отходов.
В случае отсутствия средств для проведения фактических измерений, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором могут использоваться:
- Сведения из технической и технологической документации.
- Данные учета рабочего времени.
- Результаты бухгалтерского учета.
- Показатели нормативов образования отходов.
- Вместимость мест (площадок) накопления отходов.
- Мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка.
- Иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано их количество.
Также следует напомнить, что некоторые термины и их следствия:
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Лицензируемая деятельность.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Лицензируемая деятельность.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Не требуется лицензия.
Согласно 99-ФЗ лицензия выдается на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
ЗАКОН
Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".Из вышенаписанного следует, что требования лицензируемой деятельности не распространяются на отходы 5 класса опасности. С такими отходами можно производить операции:
- Самостоятельно транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать, не имея лицензии на обращение с отходами.
- Передавать сторонним лицам без лицензии на обращение с отходами для транспортирования, обработки, утилизации и обезвреживания, в том числе и физическим лицам.
При этом размещение и накопление отходов 5 класса должно осуществляться на специально оборудованных площадках (объектах), чтобы исключить негативное воздействие на окружающую среду и с соблюдением санитарных норм.
Раздел 3. Данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за период
Учет переданных и полученных от других лиц отходов за период осуществляется по мере поступления и передачи отходов.
Раздел состоит из 2 таблиц, в основном, столбцы заполняются аналогично предыдущим разделам или просты в понимании и, большинство, не нуждаются в пояснениях.
Рассмотрим столбец "Сведения о лицах, которым переданы отходы". Исчерпывающей информацией будет указание:
- Названия организации (ФИО для ИП или физ. лиц).
- ИНН.
- Адреса места нахождения организации (место жительства для ИП или физ. лиц).
Столбец "Сведения о лицах, от которых получены отходы" заполняется аналогично в отношении юр. лиц и ИП. Если отходы (кроме твердых коммунальных отходов) получены от граждан, то указывается - наименование населенных пунктов, ОКТМО.
В случае приема ТКО (твердых коммунальных отходов) от населения нужно указать территорию, с которой осуществляется сбор ТКО (сведения, которые позволяют идентифицировать место сбора).
В случае передачи отходов V класса опасности гражданам в столбце "Дата и номер договора на передачу отходов" указываются названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).
Если отходы (кроме ТКО) получены от граждан, то указывается форма сделки об отчуждении отходов (например, публичная оферта).
В случае приема ТКО от населения указывается вид договора "договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" без указания реквизитов.
Общие требования к ведению учета в области обращения с отходами
Разрешается вести учет в электронном виде (при условии сохранности данных и возможности вывода на бумагу) или на бумажном носителе.
Предприятия самостоятельно обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета в области обращения с отходами.
Журнал учета в области обращения с отходами ведется поквартально. Также данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.
Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и по организации в целом.
Титульный лист оформляется в свободной форме.
Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки нумеруются сквозной нумерацией.
Все значения количества отходов записываются в тоннах и должны быть округлены с точностью:
- До трех знаков после запятой - для отходов 1-3 класса опасности.
- До одного знака после запятой - для отходов 4-5 класса опасности.
При отсутствии значения ставится "0" (ноль).
Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся в электронном и (или) бумажном виде в течение 5 лет с момента их формирования.
Документами, подтверждающими количество переданных или полученных от других лиц отходов, являются: договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.
Если у вас возникли какие-либо вопросы или вы хотите заказать ведение журнала учета отходов, тогда можете писать нам по данной теме – наши Контакты.