Как разработать ПНООЛР самостоятельно, пошаговая инструкция
Разработать ПНООЛР самому своими силами с ноля – долго, трудно, но возможно. От вас потребуется внимательность, терпение, а также не лениться читать нормативную литературу, так как проверяющие органы руководствуются именной ей.
Как уже было сказано в разделе ПНООЛР – что это? главное, для чего предприятиям нужны Лимиты на отходы – это обезопасить себя от штрафов, поэтому мы будем писать эту инструкцию с этой точки зрения, чтобы инспектору сложно было к чему-либо «прицепиться». И так, как сделать проект по отходам?.
ПОМНИТЕ
Если Ваша организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то вместо разработки ПНООЛР предусмотрен дополнительный вид отчетности СМСП.Но паспорта на отходы нужно иметь всем организациям, без исключения.
Шаг 1
Для начала нужно определиться с перечнем образующихся отходов. При этом нужно учитывать, что проект разрабатывается на 5 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в ПНООЛР следует включить даже те отходы, которые образуются не каждый год.
Например: отработанные аккумуляторы (по нормативам они служат 3 года), люминесцентные лампы, шлам от зачистки котлов и им подобные.
Нужно помнить, что есть список отходов, которых не может не быть и о них всегда помнят проверяющие органы. Это такие отходы, как ТБО (от деятельности сотрудников), смет от уборки территории, лампы осветительных приборов. Если у вас есть на балансе транспортное средство, то сразу спросят аж за 11 наименований отходов (это минимум).
СОВЕТ
Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке, иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.Идентифицировать отходы следует по последнему обновлению ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов). Каталог обновляется периодически, смотрите последнюю версию. Последняя цифра кода отхода обозначает класс опасности. Если на конце стоит 0, значит это объединяющая группа, либо класс опасности не определен.
Составляем паспорта отходов. По закону, паспорт разрабатывается на каждый вид отхода 1-4 класса опасности, на отходы 5 класса паспорт делать не нужно, но в проекте НООЛР они должны быть учтены. По следующей ссылке можно подробно узнать, как составить паспорта на отходы. или посмотреть химический и/или компонентный состав отходов, то переходите по ссылкам.
Шаг 2
Проект НООЛР, в зависимости от уровня надзора, разрабатывается в соответствии с:
- Приказом МПР РФ № 349 от 05.08.2014 г. Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий федерального уровня надзора.
- методическими указаниями утвержденными региональными органами экологического надзора (контроля) для предприятий регионального уровня надзора.
Методики, в целом, близки, но могут различаться видом таблиц, их последовательностью и так далее. Поэтому нужно внимательно читать региональные методики. Хорошая новость в том, что федеральная методика едина для всей России.
Предприниматели и юридические лица должны рассчитать годовые нормативы образования отходов (расчет лимитов отходов), суммарное количество отходов (исходя из удельных нормативов и/или объемов выпущенной продукции), а также представить действующие договоры на передачу отходов с копиями действующих лицензий.
Начиная с 2016 года введен Экологический сбор – это плата за невыполнение норматива утилизации отходов от использования производимых или импортируемых вами товаров и упаковки, указанных в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р. Наш совет - выполнять данные нормативы, так как это выходит дешевле, чем платить сбор.
ВАЖНО
При заключении данных договоров желательно прописывать список передаваемых отходов, а также проверить лицензию на предмет ее действия.ВАЖНО
Если у Вас заключен договор с организацией, которая только транспортирует отходы, то следует сделать себе копию договора и лицензии между данной организацией и полигоном (или иным конечным пунктом отходов).В методических указаниях обычно хорошо описан: порядок и содержание разделов. Описательные разделы не должны вызвать затруднений у предприятий. Просто официальным языком по порядку в свободной форме пишите то, что от Вас хотят.
Если у вас есть места размещения отходов, установки по утилизации, обезвреживанию отходов, то Вам нужно иметь лицензию на соответствующие виды деятельности, а также привести данные объекты в соответствие с требованиями закона.
ВАЖНО
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень отходов, захоронение которых запрещается. Данное распоряжение частично вступает в силу с 01.01.2018 года. Советуем проверять этот перечень. (Скачать таблицу Excel)Шаг 3
Ответственный момент – это расчет образования отходов (Ваш годовой норматив). Считать допускается рекомендованными методами.
СОВЕТ
Лучше всего, считать на максимум. То есть использовать методы расчета, количество произведенного продукта, затраченных материалов и т.п., чтобы у Вас получились нормативы с запасом. Плату за НВОС можно рассчитать по фактической массе отходов, а вот если превысите лимиты, то заплатите в пятикратном размере за сверхлимит.Методы расчета образования отходов подробно описаны в Методиках. Выбирают их в зависимости от возможности использования исходных данных. То есть, если у Вас предприятие только начинает работать, то Вы не сможете пользоваться статистическим методом, так как не имеете данных за 3х летний период.
- Метод расчета по материально-сырьевому балансу
- Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов
- Расчетно-аналитический метод
- Экспериментальный метод
- Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод)
Расчет образования отходов нужно проводить в соответствии с методиками, удельными нормативами и пр. Обязательно указывать источники информации, откуда взяты формулы и характеристики для расчета.
Рассчитанное количество отходов (в тоннах) заносится в таблицы, образцы которых, обычно, приведены в приложении к Методическим указаниям. Таблицы в проекте тесно связаны, информация в них не должна противоречить, всегда полезно считать контрольные суммы для самопроверки.
Шаг 4, подготовка к сдаче проекта
Формируете, распечатываете проект НООЛР и сохраняете копию на электронный носитель.
Прикладываете схему расположения мест накопления отходов.
Прикладываете копии договоров на передачу отходов и копии лицензий, в том числе Ваших, при их наличии.
Прикладываете копию сопроводительного письма о сдаче паспортов отходов.
Скачиваете образец заявления с сайта местного Управления Росприроднадзора, либо органа регионального экологического контроля, заполняете его.
Прикладываете квитанцию, об оплате госпошлины за выдачу лимитов.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Если у Вас не будет действующих договоров на передачу каких-либо отходов или у организаций будет просроченная лицензия или ее нет, то проект не будет согласован.Проект действует 5 лет. Утвержденные нормативы и лимиты на размещение отходов действуют 1 год и продляются сдачей ежегодного технического отчета (техотчета) по обращению с отходами.
По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку ПНООЛР, пишите в наш адрес.
Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ - что это?